Слава Рюмин
Слава Рюмин личный блог
17 мая 2024, 08:54

Особенности национального бизнеса на маршрутках

В 2012 я открыл фирму пассажирских перевозок. Маршрут: Псков–СПб. Мои автобусы возили 2-3 тыс. людей в месяц, а недавно я закончил последние судебные дела. В статье мои выводы за годы работы. Приятного прочтения и не забывайте передавать за проезд.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с предпринимателем

Бизнес-план

Берем грузовые мерседесы-спринтеры – 2 шт., отдаем в тюнинговую контору и получаем автобусы бизнес-класса. А билеты ставим по цене обычных маршруток.

Особенности национального бизнеса на маршруткахВ автобусах поставили индивидуальное кондиционирование, как в самолетах. Запаску убрали под автобус – так расширили багажник, купили турецкие сиденья, реализовали теплый пол и неоновые контуры на полу и полках. Все согласовал в ГАИ.

У меня было турагентство, поэтому, так как автобусы не всегда забивались под завязку, я дарил клиентам при покупке тура бесплатный трансфер до Пулково

Один рейс туда-обратно это 40 человек, по 500р — это 20к. Себестоимость рейса — 8к. Итого 12к прибыли, ок, часть не придет 5к. Итого 2 рейса в день = 10к прибыли. В месяц это 300к с одного автобуса! Сначала взял два автобуса, то есть 600к в месяц, а уже через полгода купил еще 2 в лизинг. Кажется, жизнь удалась!

Особенности национального бизнеса на маршруткахОжидание

А как на самом деле?

Две просрочки лизинга и здравствуй, дядя со шрамом

Часть мерседесов брал в лизинг, и когда начались тяжелые времена, я пропустил 2 платежа. Это был официальный лизинг мерседес-бенц — очень респектабельная контора. Но, как выяснилось, у респектабельной конторы есть нереспектабельные коллекторы, которые со скоростью звука выкупают долги… Через неделю просрочки в дверь мне позвонил дядя со шрамом.

Особенности национального бизнеса на маршрутках

Ты не знаешь что такое бандиты, пока не встретишь их на пороге в домашних тапочках

Мне показывали странные документы без печатей и представлялись мерседес-бенцом. Пришлось срочно ехать в центральный офис, где еле договорился. Хорошие люди заняли денег, и я выкупил машины. Причем пока разбирались, коллекторы уже повесили объявление о продаже автобусов. А представители мерседеса продолжали называть своих бандюганов-коллекторов респектабельно – “партнерами”.

Вывод 1: если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту.

Неосновательное обогащение

Пассажирские перевозки сделали меня юридически подкованным, и когда уже второй лизинг приехал забирать у меня автобус, я решил, что этот беспредел не оставлю просто так. С учетом всех моих платежей и изъятого мерседеса, лизинг оказался необоснованно в плюсе на 352 613,96₽. Второй мерседес я выкупил, на это у меня был месяц по закону.

Как так вышло, что лизинг оказался мне должен? Например, общий платеж за автобус в лизинг 1 млн., вы внесли 700к, а еще 300к у вас нет. У вас забирают автобус. Движимость, конечно, уже стоит не миллион, а 500к. То есть они вернули себе еще 500к. Итого получили 700к+500к=1,2 млн. Лишние 200к — это и есть незаконное обогащение. Эти деньги они должны вернуть. Если у тебя хороший адвокат, то суд ты выигрываешь.

Особенности национального бизнеса на маршруткахЗдесь фактическое движение средств по договору

Выбивание мерседеса-спринтера в документах назвали “изъятие предмета лизинга”. Суд встал на мою сторону.

Особенности национального бизнеса на маршруткахМелочь, а приятно

Вывод 2: ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами

Картельный сговор

В 2014-м доллар растет в 2 раза. Запчасти на спринтеры напрямую зависели от курса, плюс дорожает бензин. В этой ситуации перевозчики не могли не поднять ценник. Мы подняли до 650 рублей без карты и 500 рублей по дисконтной карте. И тут прилетает иск от антимонопольной службы.

Особенности национального бизнеса на маршрутках

В процессе кроме меня участвовало еще 5 перевозчиков, суды шли 2,5 года. Мы расписали разные причины и, тем самым, отбили наличие сговора.

Особенности национального бизнеса на маршруткахВот тут судебное решение, где расписаны разные причины.

В итоге иск аннулировали.

Особенности национального бизнеса на маршруткахДаже вернули расходы на госпошлину.

Рост расходов вынуждал двигаться от новых мишленовских шин к б/у и китаю.

Дураки и дороги

Водители, бывало, свинячили и воровали. Пробовал решать камерами, но качество камер тогда не позволяло что-то понять ни на утренних, ни на вечерних рейсах. Поэтому водители успевали возить зайцев и клали в карман 1-2к с рейса.

Особенности национального бизнеса на маршруткахКупил одинаковую форму всем водителям, чтобы домашние свитеры не воняли на весь автобус.

Топливная система на евро 5 регулярно засорялась, я грешил на качество бензина. До сих пор заправляюсь только в газпроме и лукойле, остальные бодяжат. Дороги раздалбывали машины, требовался постоянный ремонт. А в городе за ремонт нового поколения мерседесов никто не брался, виновата дорогая диагностика.

Пассажиры бронировали сразу несколько мест на разное время в разных компаниях, чтобы как освободятся, могли удобно уехать. В итоге мой рекорд — из полностью забронированного автобуса на рейс пришло 2 человека. Обычно если рейс забивался в ноль мы ехали, чтобы обеспечить занятостью водителей. Отменяли только когда туда-обратно ехало по 3 человека. В этом случае договаривались с другими диспетчерскими, чтобы не бросать своих пассажиров. Диспетчерские дружили и нам тоже передавали пассажиров, если рейс не собирался.

Особенности национального бизнеса на маршруткахРейсы бронировали на стене ВК

А как-то задолжал 30к мегафону. У нас был бесплатный вайфай, но качать с определенных сайтов было не бесплатно. Пассажиры накачали пор*ухи, хотя я отключал все платные услуги.

Вывод 3: учитывайте человеческий фактор

ГАИ, ФСБ, транспортная инспекция

В какой-то момент мне казалось, что мой бизнес убивают целенаправленно.

Сначала заставляют сменить аналоговые тахографы на цифровые. Тахограф – это прибор учета рабочего времени водителей. Каждый гаишник мог просто так предъявить за прибор и заставлять рейсовую маршрутку ждать транспортников до утра. Не говоря уже о том, что каждый прибор — это 60к, а за неустановку приличный штраф.

Потом вводят страхование пассажиров. Это еще 70к расходов на один автобус. Когда я оплатил страховку, кто-то забыл внести это в базу и в итоге автобус арестовали на 30 дней, пассажиров высадили. Пришлось экстренно возвращаться из отпуска и разбираться. А это был хлебный август, там мог бы заработать миллион, который потом держишь, чтобы покрывать убытки осени.

Дальше заставляют подавать данные пассажиров в ФСБ за 24 часа до рейса. Хотя рейс часто забивается как раз в последние 24 часа.

А под конец обязуют арендовать помещение под автостанцию. То есть либо пользуйтесь услугами городского автовокзала и платите 100р за заезд и 18% НДС с билетов, либо стройте, арендуйте свой автовокзал. Раньше мы отправлялись в СПб от гостиницы “Россия”, эту лавочку тоже прикрыли, а в округе гостиницы поставили знаки остановка запрещена. Тут же нас массированно гасят в прессе, называя перевозчиками “от столба до столба”. Кто-то из перевозчиков сдался и пошел на автовокзал, а кто-то просто закрылся, например, мы.

Были и плюсы. Турфирма монополист по Греции покупала трансфер, 1-2 месяца в году обеспечивали приличную загрузку. А первые 2 года неплохо зарабатывали.

Вывод 4: нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.

Ласточка убивает

Окончательно все испортилось, когда запустили Ласточку.

Особенности национального бизнеса на маршрутках

Ласточка – это скоростной поезд между Псковом и СПб. Стартовая цена билета 390 руб., едет быстрее маршрутки. После того как выжили маршрутки цена на ласточку выросла вдвое.

Вместе с запуском Ласточки одновременно открывают 8 участков ремонта и время в пути увеличивается, благодаря реверсивному движению. Когда пускают то одну полосу, то другую. Автобус мог идти до 8 часов при запланированных 4 часах. Например, у вас заявлен рейс в 15:00 из Питера, а автобус только к 17:00 приползает в город. Уровень возмущения пассажиров, думаю, вам понятен. Конечно, с такими раскладами все выбирали ласточку.

Выводы

За три года работы в пассажирских перевозках кое-что понял.

  1. Если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту
  2. Ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами
  3. Нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.
  4. Учитывайте человеческий фактор 

А в любой непонятной ситуации говори: ссылаюсь на 51 статью Конституции – не свидетельствовать против себя.

Сейчас занимаюсь бизнесом, исключающим прямую конкуренцию с государством. От выхода новых законов не вздрагиваю, на звонки отвечаю легко и весело, судебные извещения в почтовом ящике не нахожу, а люди со шрамами не ждут за дверью.

Титры

Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.

33 Комментария
  • после августа 98-го было очень печально для перевозчиков челноков. запчасти подорожали в разы вместе с ростом доллара а  перевозимый народ где то до середины 99-го тоже уменьшился в разы
  • Артур Грос
    17 мая 2024, 09:09
    Очень любопытно, благодарю за опыт. И правда, нюансов и сложностей немало.
      • Хачатур Геворгян
        17 мая 2024, 19:40
        Слава Рюмин, в любом случае Вы большой молодец!!!
        p/s очень мало людей, способных психологически  выдержать такую нагрузку.
  • kumalak1978
    17 мая 2024, 09:17
    какое это отношение имеет к бирже???
    • Юрий Шабалов
      17 мая 2024, 10:59
      kumalak1978, так тут считай про Европлан рассказ, только с другой стороны
  • Сергей Щ.
    17 мая 2024, 09:37
    Были у меня две Газели, а потом два ПАЗика на городских маршрутах. Этот "бизнес" умер в 2005 году, когда начали выдавать автокредиты налево и направо. Я продержался до 2010 года. Сейчас вспоминаю это всё как страшный сон.
      • Сергей Щ.
        17 мая 2024, 09:48
        Слава Рюмин, за год на одной Газеле зарабатывалось на ещё одну новую.
          • Сергей Щ.
            17 мая 2024, 09:58
            Слава Рюмин, в разных городах по-разному.
            • Принцип Парето
              17 мая 2024, 19:25
              Сергей Щ., один перец на смарлабе утверждал мне что все перевозки, в т.ч. частники субсидируются государством. Насколько это близко к истине? Только за льготников компенсируют?
              • Сергей Щ.
                17 мая 2024, 19:47
                Принцип Парето, в моём городе льгот никаких нет уже очень давно. Никаких субсидий то же нет. Около 20 лет назад были льготы для определённых категорий граждан, субсидии за них платились владельцам маршрутов, хозяевам автобусов ничего с этого не перепадало.
  • Жёсткий Ястреб
    17 мая 2024, 09:55
    Водители, бывало, свинячили и воровали.

    ну хоть не крысили и не копытили
  • Donald Trump
    17 мая 2024, 10:07
    Интересно было почитать. Спасибо.
  • ipisarev
    17 мая 2024, 10:50
    Внезапно оказалось, что в естественном износе автобусов при челночных конских пробегах виноваты дороги. Может не стоит ими пользоваться? дуйте по прямой
    • jaśnie wielmożny pan Szczur
      17 мая 2024, 17:43

      ipisarev, 

      в естественном износе автобусов при челночных конских пробегах виноваты дороги.

      вы таки не знаете те дороги))

      псковские дороги в те годы принципиально не ремонтировались, штоб натовские танки пройти не смогли.

  • Юрий Шабалов
    17 мая 2024, 11:01
    Задумался, насколько реально отбиться от долгов битой
  • Дмитрий
    17 мая 2024, 12:25
    В моем городе работал успешный оператор общественного транспорта. Автобусы ходили много и часто, даже и ночью. Предприятие было прибыльным. Новый губернатор решила, что негоже такому добру пропадать. Под лозунгом «городу-чистый воздух» мол эти ваши дизельные мерседесы воздух загрязняют, не то что православные газомоторы, стала уничтожать бизнес, заводя на маршруты своих друзей. Довела хозяина до самоубийства, компания развалилась. Но оказалось что работать на общественном транспорте это не бабки стричь, тут работать надо и «друзья» быстро слились. Город остался у разбитого корыта. Сейчас всякие временщики заходят по полгода поработают и сливаются. «Городу-чистый воздух» во всей красе: такое старье чадящее черным дымом я нигде больше не видел.
    Вторая история. Вывоз мусора. Частные компании обслуживают область. Соревнуются друг с другом, вводят раздельный сбор, оптимизирую маршруты, внедряют современные методы контроля, даже и построили мусоросортировочный комплекс, пусть и небольшой. И тут: Мусорная реформа- все для народа, чтобы, значит довести сортировку до 50 процентов. По словам замгубернатора провели «самый честный в мире» конкурс на котором победила компания которая па-пам: первая подала заявку. Причем, судя по впечатанной дате и времени в документе, еще до начала торгов, не имея при этом ни одного мусоровоза, ни одного водителя, ни одного объекта мусоросортировки. Прошли годы: тарифы на вывоз выросли в разы. Вывоз стал хуже (теперь не надо конкурировать, знай получай деньги с клиентов), не построено ни одного объекта сортировки, единственный это так и есть тот построенный частником еще до реформы.

  • Laukar
    17 мая 2024, 13:51
    Блин. Вечно малый бизнес не выдерживает конкуренции с крупным. Надо это учитывать сразу. Деньги копить
  • jaśnie wielmożny pan Szczur
    17 мая 2024, 17:53
    мне казалось, что мой бизнес убивают целенаправленно.

    вам не казалось.

    маршрутки и ларьки выкорчёвывали целенаправленно и последовательно.

     

    в городе за ремонт нового поколения мерседесов никто не брался, виновата дорогая диагностика.

    нахамил видать кому-то))

    крупные сервушки (в мелкую спринтер не влезет) меж собой дружат не хуже ваших диспетчеров. прошла инфа, што кантора нехорошая — ифсё, двери закрылись.

    с диагностикой там проблем нет ваще.

  • Доктор
    17 мая 2024, 19:24
    Круть. Как и всегда.
    Пельмешки топ были
  • alx4ever
    17 мая 2024, 19:42
    Интересное конечно. Но события уж больно старые по времени, не актуально в свете текущих реалий. Хотелось бы более современных историй. 
  • Якут Якутяшка
    18 мая 2024, 07:33
    Иногда вообще нечем незанематься выгодно.например.вложил бабки в долор и все.а так это суета. Вы идишь бабло.а там писец.лучше не лезть.у нас лучше в России нечем незанематься.выгодно.просто не дают развернуться.душат на корню.государству выгодно когда мы нищии и в лоптях.тот кто вложил в бакс и недергался тот в наваре.и это факт.и так будет всегда.
  • Aprova3
    23 мая 2024, 16:25

    Практическое отсутствие региональных и межрегиональных перевозок в РФ:

    1) Сайты автовокзалов с расписанием и продажей билетов только у областных центров, т.е. у 99% населенных пунктов РФ не известны ни маршруты, ни расписание и нет возможности приобрести билеты удаленно. Все сведения, которые будут выдавать поисковые системы интернета — устаревшие.

     

    2) Должно быть введение максимальной мультимодальности с ж/д, как более комфортного и удобного транспорта.

    Например, автобусные маршруты на юг Воронежской области и в Белгородскую область должны уходить не из Воронежа, а из Лисок, куда региональный бюджет оплачивает больше десятка ежедневных электричек. Таким образом:

    + увеличивается окупаемость и пассажиропоток на оплаченных из бюджета региональных ж/д маршрутах

    + сокращается время в пути долгих изнуряющих автобусных переездов

    + так как электрички имеют больше остановок по всему городу, то сокращается время проезда пассажира до точки забора маршрута в Воронеже, которое сейчас занимает больше часа.

    + в момент пересадки, перед там как продолжить путь дальше, можно: поесть, размять ноги, осуществить гигиенические потребности и тд.

  • Reznor
    30 мая 2024, 18:30
    В Твери лет 5 назад провели транспортную реформу. Сначала полностью зачистили рынок. Выгнали всех частных перевозчиков, остатки старых трамваев  и троллейбусы полностью убрали. Сделали муниципальную контору «Транспорт верхневолжья», закупили автобусы, наняли водителей и т.п. Первые 2-3 года было относительно нормально. Автобусы ходили более менее регулярно, правда интервал был бОльшим по сравнению с частными маршрутками. Но зато было приложение (хоть и кривое и периодически не работающее) в котором можно было посмотреть где автобус. В салонах работали кондеи, оплачивать можно безналом и т.д.
    Сейчас же творится лютая дичь. Существенная часть автобусов просто перестали выходить на рейс даже в час пик. То ли из за недостатка водителей, то ли из за поломанных и необслужанных автобусов. Рейсы тупо пропускаются, расписание не соблюдается. Из за этого в час пик все битком. Не уехать не приехать вовремя. Вечером после семи интервалы увеличиваются до часа, а после девяти уехать стало вообще невозможно. Кондеи давно перестали работать т.к. видимо их никто никогда не обслуживал. Водители похоже поувольнялись, а новых взять негде.
    В местных пабликах люди клянут матом этот транспорт верхневолжья, жалуются на этот бардак во все инстанции, но всем чиновникам насрать, они же не ездят на общественном транспорте, пишут однотипные отписки.
    И вишенка на торте — система штрафов. Кондукторов в салоне нет, платишь самостоятельно (или не платишь). Периодически в автобус залетает зондер-команда контролеров в форме похожей на полицейскую и выписывает штрафы безбилетникам. Штраф составляет 2500р, это почти в 100 раз больше стоимости поездки (30р).
    Вобщем всё это еще один пример неэффективной работы госконторы и полнейшего бардака за который никто не несет ответственности.
    PS: В чистом поле без конкуренции так и не смогли наладить нормальную работу общественного транспорта в 430 тысячном городе.
    PPS: Маршрутки хотя бы в ходили регулярно через каждые 5-10 мин до 8-9 вечера. Вобщем было лучше, чем сейчас этот бардак.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн